Известно, что, находясь в тесном контакте с окружающей природой, русский народ особенно любил всматриваться во все ее явления, замечать происходящие в ней перемены, по которым он делал свои выводы и заключения; они-то и служили для него живым и ходячим месяцесло́вом, выражавшимся в форме народных пословиц и поговорок.
— И. Калинский, Церковно-народный месяцеслов на Руси
Для того чтоб яснее видеть употребление древнерусского месяцеслова на деле, обратим внимание на то, как древнерусские летописцы пользовались в своих трудах церковным месяцесло́вом для обозначения месяцесловных данных.
— И. Калинский, Церковно-народный месяцеслов на Руси
Отсюда нельзя не видеть, что, кроме наших предков, многие народы западно– и южноевропейские имели свои церковно-на-родные месяцесловы, которые также во многом сходны были с древним церковно-народным месяцесло́вом русским.
— И. Калинский, Церковно-народный месяцеслов на Руси
Что касается примет и сельскохозяйственных наблюдений и замечаний, связанных с церковным месяцесло́вом, то они кажутся нам явлением вполне естественным и почти неизбежным в быту наших предков, которые не имели самостоятельно выработанного хозяйственного месяцеслова.
— И. Калинский, Церковно-народный месяцеслов на Руси