Современный католический летописец, монах Фома из города Спалато[54] в Далмации, опасаясь за учесть Мадья́рского королевства, писал: «Благополучие и благоденствие, царившие в стране за последние годы, сделали мадьяр беспечными.
— Василий Ян, К «последнему морю». Огни на курганах. Юность полководца
Однако внутри Мадья́рского королевства куманы были приняты с недоверием и даже враждебно знатными землевладельцами, которые старались восстановить против куманов также и простой народ.
— Василий Ян, К «последнему морю». Огни на курганах. Юность полководца
Так монгольский владыка Бату-хан в 1241 году стал временным повелителем Мадья́рского королевства.
— Василий Ян, К «последнему морю». Огни на курганах. Юность полководца
Если бы легкокрылый гений истории с быстротой человеческой мысли мог пролететь в 1241 году над «вечерними странами», то он увидел бы величайшее смятение и ужас, охватившие народы Европы и их правителей при известии о появлении на восточной границе страшных загадочных татар, завернутых в звериные шкуры, об их невероятных, стремительных переходах через Польшу, Германию, Богемию, Венгрию и о разгроме прославленных германских рыцарей и других войск в битвах при Лигнице, Люблине, Сандомире, Кракове, Бреславле и в других местах и, наконец, о полном разгроме мадья́рского войска в битвах при Сайо, Буде и Пеште.
— Василий Ян, К «последнему морю». Огни на курганах. Юность полководца
А в народе говорили: почему же святейший отец сам не приедет к границам Мадья́рского королевства и не воодушевит собирающиеся там христианские войска?
— Василий Ян, К «последнему морю». Огни на курганах. Юность полководца