В среде картве́льских племён, и в частности – у хевсур, пшавов и тушин, держится то убеждение, что виновником является тот или другой усопший, которому больной упустил сделать положенное обычаем приношение и который, насылая ему болезнь, тем самым мстит ему за обиду.
— Максим Максимович Ковалевский, Закон и обычай на Кавказе, 1887
Что касается картве́льских народностей, то, занесённые судьбой в узкие горные долины, не представляющие простора для развития обширных территориальных общин, они рано выработали у себя тип если не частной, то дворовой собственности.
— Максим Максимович Ковалевский, Закон и обычай на Кавказе, 1887
Любопытно и то, что грузинские названия некоторых растений, например самшита (бза), совпадают с теми неиндоевропейскими названиями, которые мы находим в греческом языке пиксос: по-видимому, носители картве́льских языков общались с носителями доиндоевропейских языков средиземноморских стран.
— Дональд Рейфилд, Грузия. Перекресток империй. История длиной в три тысячи лет, 2012
Уж простите старика, что этак бесцеремонно выдернул вас из картве́льских кущей в нашу дрякву.
— Вячеслав Рыбаков, Гравилёт «Цесаревич» (сборник)
Особое значение для сторонников этой концепции имеют свидетельства несомненных контактов индоевропейцев эпохи их единства с носителями семитских и картве́льских языков, а также данные о том, что индоевропейский праязык наложился на северокавказский субстрат, т.е. индоевропейцы, отделившись от прочих носителей ностратических языков, ассимилировали население, говорившее на одном из северокавказских диалектов, восприняв и от него ряд слов.
— Юрий Максименко, Хетты – древние славяне