Критики пытаются осмыслить мировосприятие поэта, связать это мировосприятие с социальными условиями, усмотреть в есенинском творчестве симптом эпохи, отображение борьбы нового быта со старым, причислить его либо к певцам уходящей деревни, «деревянной Руси», либо к представителям декласси́рованной богемы, к выразителям ее упадочных настроений и проч.
— Сергей Есенин, Я, Есенин Сергей…
если он представитель декласси́рованной богемы, то как он мог стать властителем сердец всей читающей его России?
— Сергей Есенин, Я, Есенин Сергей…
Расчисленные и стройные схемы грозят обрушиться, – и вот приходится их поддерживать контрфорсами оговорок: да, Есенин поэт уходящей Руси, но уходящая Русь слишком еще много места занимает в СССР; да, Есенин – представитель декласси́рованной богемы, но богема, к сожалению, играет все еще большую роль в нашем новом быте; да – выразитель упадочных настроений, но надо признаться, что упадочные настроения проникают даже в среду нашей передовой молодежи (а к тому же в его стихах звучат иногда и бодрые ноты).
— Сергей Есенин, Я, Есенин Сергей…
Вот потребности этой декласси́рованной в языковом отношении среды должна удовлетворять текущая русская поэзия.
— Осип Мандельштам, Век мой, зверь мой